Московский Алексеевский монастырь (в Красном селе)

Поиск по сайту: 
Династия
- По Абрикосовским адресам

 

                                                                            

Алексей Иванович и Агриппина Александровна Абрикосовы

 

Посвящается памяти:

Действительного Статского Советника  Алексея Ивановича Абрикосова
(20 февраля (3 марта) 1824 — 31 января (13 февраля) 1904),
 
его супруги  - Агриппины Александровны  Абрикосовой (1832-1901),

памяти: 
Сергея Алексеевича Абрикосова (1855-1876),  
Ивана Алексеевича Абрикосова (1853-1882), 
Анны Дмитриевны (рожд. Арбузовой) Абрикосовой (1855-1882),
Екатерины Алексеевны (рожд. Абрикосовой) Васильевой (1878- 1902),

памяти младенцев: 

Александра, Варвары, Константина, Виктора, Маргариты, Анатолия, Георгия, Агриппины Абрикосовых,

а также памяти всех погребенных на кладбище Московского Алексеевского монастыря, уничтоженного  в 30-х годах прошлого века, а сегодня, над прахом которых  с большой скоростью проносятся автомобили по одному из участков третьего транспортного кольца г. Москвы.

______________


Алексей Иванович Абрикосов, Действительный Статский Советник - выдающийся российский промышленник и предприниматель известен как создатель крупнейшего отечественного кондитерского предприятия «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей», продукция которого славилась на всю Россию и успешно конкурировала с иностранными производителями на многих промышленных выставках в России и за рубежом.
Продукция фирмы «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей» удостаивалась наград на нижегородских ярмарках в 1882 и 1896 годах, а в 1899 году «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» получило почетный титул «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО Величества».


Рекламный плакат кондитерской компании
"Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей" 
90-е годы 19 века. 

Помимо организации кондитерского производства, А.И. Абрикосов, являясь фактическим владельцем знаменитой чайной компании «Братья К. и С. Поповы», приобрел значительную известность как организатор чайной торговли в России.

1997.jpg
Дом Абрикосовых.
Арх. Б.Н. Шнауберг, 1902 г. 
Кондитерская фабрика Товарищества А.И. Абрикосовых Сыновей.
(Малая Красносельская улица. Фото 1990-х годов)

Коммерческие интересы А.И. Абрикосова были гораздо шире, чем кондитерский и чайный бизнес - он являлся пайщиком в фирмах сахарорафинадного производства — Товарищества Московского сахарорафинадного завода, Товарищества «В. Геннерт и Ко», арендатор и владелец ряда свеклосахарных заводов на юге России.

Широко известна банковская и страховая деятельность А.И. Абрикосова.
Он один из основателей 2-х крупнейших российских банков - Московского Учётного банка (МУБ) (с 1870 член его правления, в 1882—1902 председатель совета) и Московского купеческого общества взаимного кредита (Банк «ОВК») (в 1875—76 член совета).
А.И. Абрикосов один из основателей известнейшего до революции Акционерного страхового общества «Якорь».

А.И. Абрикосов - крупный общественный деятель.

Алексей Иванович Абрикосов избирается членом ряда комитетов Министерства финансов Российской Империи: - Московского отделения Коммерческого совета  (1863-1872 г.) и Московского отделения Совета торговли и мануфактур (1884 г.).
А.И. Абрикосов член Учетного и ссудного комитета Московской конторы Государственного банка Министерства финансов (1871-1873 гг ).  
В 1860—61 и 1863 член Московского коммерческого суда, в 1863—83 выборный от Московского купеческого общества.

А.И. Абрикосов – гласный (депутат) четырех созывов Московской Городской Думы: 1863, 1866, 1869, 1885 годов.

А.И. Абрикосов – крупнейший благотворитель - член Комитета помощи семьям убитых и раненых в русско-турецкую войну 1877—78, многолетний староста и жертвователь церкви Успения на Покровке.

Помимо коммерческой и общественной деятельности, А.И. Абрикосов почти 35 лет своей активной жизни посветил развитию и становлению среднего коммерческого образования в Москве и стоял у истоков создания системы высшего коммерческого образования в России.  

За  работу в
Совете Московской Практической Академии коммерческих наук, находящейся в ведении Министерства финансов России и за большую общественную деятельность  А.И. Абрикосов был удостоен высших Императорских наград:
- Орден Святого Равноапостольного князя Владимира третьей степени
- Ордена Святого Станислава второй и третьей степеней; 
- Ордена Святой Анны второй и третьей степеней; 
- Императорских медалей «За усердие». 

В 1896 году А.И. Абрикосову был пожалован чин Действительного Статского Советника, дававшего право, по законам Российской империи, на потомственное дворянство.

Агриппина Александровна Абрикосова активно занималась благотворительной деятельностью. По её инициативе при фабрике Товарищества А.И. Абрикосова Сыновей был открыт бесплатный детский сад, в 1889 г. она учредила первый в Москве бесплатный родильный приют и женскую лечебницу. 
В 1902 г. по завещанию А.А. Абрикосовой Москве перешло сто тысяч рублей на устройство нового бесплатного родильного дома имени жертвовательницы.
Городской родильный дом им. А.А. Абрикосовой был открыт в 1906 г. на 2-й Миусской ул. и стал лучшим в Москве по оборудованию и персоналу. После 1917 года носил имя Н.К. Крупской.

1910_4.jpg
Городской родильный дом им. А.А. Абрикосовой.
Арх. И.А. Иванов-Шиц. 1906г.
(Вторая Миусская улица. Фото 1910 года)  

В 1994 г. усилиями потомков и при участии работающих там врачей родильному дому вернули имя его учредительницы А.А. Абрикосовой, в 1996 г. установлена мемориальная доска.  

Алексей Иванович Абрикосов основатель знаменитого рода Абрикосовых.
У Алексея Ивановича и Агриппины Александровны было 22 детей  (пятеро умерли в детском возрасте).
Потомки А.И. Абрикосова оставили заметный след в науке, культуре, религиозной и общественной деятельности.

Похоронены Алексей Иванович и Агриппина Александровна Абрикосовы в Москве на кладбище Московского Алексеевского монастыря. 

 

 

Московский Алексеевский девичий монастырь. 
Красное село.  Крестовоздвиженская церковь
(1902 год)

В Москве, недалеко от станции метро «Красносельская», в районе  улицы Верхняя Красносельская  до революции 1917 года  находился Московский Алексеевский девичий монастырь с прилегающим к монастырю кладбищем.
В 1919  на кладбище запретили погребение.  Потом храмы и монастырские постройки частично разрушили, частично приспособили под мирские нужды.  Все кресты и надгробия уникального кладбища были снесены, кладбище «сравняли с землей», перезахоронить останки строго настрого запретили.

Долгое время на территории бывшего кладбища функционировал детский парк Красносельского района, зимой в парке устраивался каток. Потом, при строительстве третьего транспортного кольца – парк ликвидировали, местность бывшего кладбища заасфальтировали.  
Сегодня через бывшее   кладбище Алексеевского монастыря проходит  скоростной участок третьего кольца (ул. Гаврикова, участок от Русаковской эстакады в сторону Рижского вокзала), по которому с ветерком проносятся автомобили, водители которых даже не подозревают, что едут, в буквальном смысле этого слова - «по костям». . .

____________________      


Из истории Московского Алексеевского монастыря.

Алексеевский монастырь
был основан в 1358 году митрополитом Алексием - инициатором строительства белокаменных стен Кремля. Первоначально монастырь находился между рекой Остоженкой и Москвой-рекой, примерно на месте нынешнего Зачатьевского монастыря. После пожара в 1547 году Алексеевский монастырь был перенесен ближе к Кремлю, примерно на место сегодняшнего храма Христа Спасителя.   В конце 1837 года, в связи со строительством на месте, занимаемом монастырем, храма Христа Спасителя, Алексеевский монастырь был переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 году.

И. Токмаков. "Историческое и археологическое описание
Московского Алексеевского девичьего монастыря" Москва 1896г.
(Обложка репринтного издания. Артос, Москва, 2011.)
 


Из книги:  И. Токмаков. «Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего монастыря», Москва 1896 г.

«По изгнании неприятеля, благочестивейший Император наш, Александр Павлович, вместе со всем спасенным народом, изливал чувства признательности в горячих молитвах перед Господом сил. Государь не хотел ничего относить к себе, к распорядительности полководцев, к храбрости войска,  к патриотическому одушевлению народа, но все относил единственно к особой милости Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, принявшего под могущественную защиту Свою наше бедствующее отечество.
 Чтобы выразить чувства своего благодарного сердца и увековечить и увековечить воспоминание об этой достопамятной эпохе, Государь дал обед воздвигнуть храм, посвященный Спасителю, в том самом городе, в котором более всего было проявлено сил Божиих, и с которого началась гибель наполеоновских полчищ и падение самого предателя (стр 42).

Первоначально  место для постройки храма было выбрано на Воробьевых горах. Немедленно было приступлено к работам, но вскоре комиссия, назначенная по делам при постройке храма нашла избранную местность совершенно неудобной для производства работ.
В следствие этого заявления работы были остановлены и не возобновлялись более до царствования Императора Николая I , который пожелал исполнить обед царственного брата, и в именном указе, данном на имя  Святейшего  Православного Синода, 1832 года апреля 10 дня изобразил следующее:

«Из манифеста от 25 декабря 1812 года, известен обед блаженныя памяти Императора Александра I соорудить в Москве храм во имя Христа Спасителя в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 году и в память великих событий того времени. ….  и Мы, наследовав по воле Божией, исполнение обета, произнесенное приснонезабвенным Государем Братом Нашим, назначили ныне, для сей отечественной святыни, место близкое к древним священным и царственным памятникам, и по положению его   среди  города,  благоприятно для народных воспоминаний и для народного благочестия, занимаемое теперь   Алексеевским монастырем.  Возвещая о сем Святейшему Синоду, повелеваем: 1) сделать распоряжение о перенесении утвари из церкви Алексеевского монастыря и находящейся близ него заштатной и безпричетной церкви Всех Святых в другие священные места, сообразно с приличием, удобностью и потребностью….» (стр 43).

В 1837 г. 25 марта г. Синодальный Обер-прокурор сообщил высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту московскому, что Государь Император изъявил Высочайшее соизволение на перемещение Алексеевского монастыря, согласно представлению его высокопреосвященства, в Красное село, к Крестовоздвиженской церкви, с отпуском на такое перемещение 120 000 руб. с тем, чтобы срок для приведения в исполнение Высочайшей воли не превышал двух лет, что и возложено на епархиальное начальство (стр. 46).

Двухлетний срок для перенесения Алексеевской обители скоро заменили на полугодовой, так как закладка храма должна была совершиться безотлогательно и Строительной Комиссии по постройке нового Алексеевского монастыря было поставлено в обязанность окончить все нужные для перемещения монастыря здания непременно к 1 ноября 1837 года.
Приснопамятный митрополит Филарет раза три приезжал Красное село в продолжении работ и осматривал их.  В первых числах октября ему было донесено,  что все намечаемые постройки для перемещения монастыря готовы.  Владыка пожелал осмотреть все самолично и остался доволен увиденным, заметив при этом, что «скоро руки поискуснее все это приведут в порядок» (стр 48).

 

Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член (1827—1841) Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.

"По словам старожилов, перемещение настоятельниц Алексеевского девичьего монастыря совершено было   16 октября 1837 года  торжественным шествием через всю Москву. На всем пути следования торжественная духовная процессия было встречена колокольным звоном мимоходных церквей.
Густые толпы народа сопровождали крестный ход; жители той части города, где столько лет процветала обитель провожали святые иконы. 
Митрополит Филарет встретил  шествие в Красном селе, началась литургия, по окончании которой последовало благодарственное молебствие. Затем владыка посетил игуменью Клавдию в новых её кельях, окропил их и оставил нововоздвигнутую обитель" (Стр. 49).

Игуменья Клавдия происходила из купеческого рода. Ко времени прихода в московскую обитель ей было уже 59 лет. С 1827 года  была  настоятельницей соседнего Зачатьевского монастыря, откуда 19 июля 1830 года переведена в Алексеевскую обитель, после того как игуменья Назарета ушла на покой. В марте 18945 года переведена настоятельницей в Новодевичий монастырь, где и скончалась 13 апреля 1854 г..
«При игуменьи Клавдии, игуменьи неученой, но смирением просвещенной, жила несколько времени в Алексеевской обители В.М. Головина по указанию митрополита Филарета на испытании, впоследствии В.М. Головина была игуменьей в Хотьковском монастыре, а затем в Никитском, а напоследок в Новодевичьем» (И. Токмаков. Указ. сочинение. Стр. 73).

Ни о каком якобы проклятии игуменьей места,  на котором стоит Храм Христа Спасителя, ни о каком якобы сопротивлении игуменьи Клавдии, «смирением просвещенной»,  перемещению Алексеевского монастыря в Красное село речи не было, да и быть не могло.  Храм перемещался по воле Императора с  одобрения и с участием митрополита Московского Филарета, который всегда по отечески опекал Алексеевскую обитель.
 


"Красное село, до перехода Алексеевской обители, было малолюдно, пустынно, с небольшими домиками, около которых находились поля и огороды, приход был малочисленен всего 370 душ.   По началу жизнь сестер Алексеевского монастыря была сопряжена с трудностями, соединена с большими лишениями и затруднениями. Мало по малу они начали привыкать, а местность начала оживляться. Сокольники сделались любимым местопребыванием москвичей, пути сообщения между городом и монастырем  и городом стали улучшаться,  усердные богомольцы стали более и более посещать монастырь, который год от году стал процветать и преображаться.

... Высокопреосвященный  митрополит Московский Филарет, возвратившись в 1840 году из С.-Петербурга, и посетив в очередной раз Алексеевскую обитель, удостоверился в скудных средствах монастыря и позволил иметь при монастыре кладбище, которое составило главный источник  доходов,  необходимых для поддержки многолюдной обители". 

Из книги И. Токмакова, 1896 год (стр. 50):
«Кладбище Алексеевского монастыря считалось одним из лучших и образцовых во всей России.
Оно не велико и исключительно  занято могилами русских деятелей: А.С Владимирский, В.Н. Лешков, и мн. Др. Здесь много могил и склепов, принадлежащих: Нарышкиным, кн. Волконским, кн. Черкасским, и мн. др. Тут похоронены: дорогой для каждого русского человека, верный сын России и верноподданный слуга русского государства и истинный сын православной церкви М.Н. Катков, С.С. Подгорецкий, С.А. Юрьев, известный русский ученый профессор зоологии Императорского Варшавского Университета Василий Николаевич Ульянин, Шахова, Араповы, княгиня Вера Александровна Святополк-Четвертинская, урожденная Казакова.

Здесь же схоронено не мало Московского именитого купечества, двигавшего некогда русскую торговлю, промышленность, мануфактуру. Большие каменные мавзолеи с чугунными и бронзовыми отделками, красиво возвышаются на могилах:  С. Сытенко, Соколова, Мамонтова и Сорокоумовского, Александра Григорьевича Кузнецова, Якова Матвеевича Молчанова, Михаила Арсеньевича Арсеньева, московских купцов и почетных граждан.
Не вдалеке от них  на черном мраморном пьедестале высокий, также мраморный, крест  на могиле княгини Веры Петровны Волконской, рожденной Васильчиковой, такой же крест на могиле известного русского художника и архитектора Николая Александровича Рамазанова, умершего в 1836 году. Вот и еще могила одного славного деятеля, имя которого занесено уже на страницы русской истории – в ней покоится прах Александра Фомича Вельтмана, бывшего некогда директором Московской оружейной Палаты и известного в науке исследователя русской истории и археологии.  Большой мраморный саркофаг, сплошь покрытый резными орнаментами в старорусском стиле, живо напоминает те древние памятники искусства, над изучением которых всю жизнь трудился А.Ф. Вельтман (стр.53)».

Из списка погребенных в Московском Алексеевском монастыре.
1896 год.


В 1853 году в монастыре
очень уважаемый в православном мире архитектор М.Д. Быковский возвел Алексеевскую церковь с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святого Павла Латрийского, освященную   митрополитом Филаретом.   Церковь сохранилась.



Церковь Алексия Человека Божия. 1902 год.

В 1879 году  в монастыре была построена церковь Архангела Михаила. Церковь не сохранилась.
Территория монастыря была обнесена стеной.   
В 1891 году на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А.Никифоров). Церковь сохранилась.

Внутри храма Всех Святых был установлен роскошный мраморный иконостас, художественно исполненный г. Орловым и сделанный по рисунку архитектора Д.И. Чичагова (ум. 1894 г.,  автор проекта здания Московской  Городской Думы). Иконостас сделан был в русско-византийском стиле с орнаментами; в главном храме он в три яруса, в придельных двух-ярусный. Основаниие его из серого мрамора, колонны из красно-желтого, а остальные части – из белого итальянского мрамора с сероватымм жилками. Для икон расположенных в алтарях  на горнем месте, и вдоль столбов и стен храма устроены были роскошные мраморные киоты.  Мраморный иконостас не сохранился



Храм Всех Святых. Современное фото.

В 1888 году 24 мая Алексеевский монастырь посетил Его Высокопревосходительство господин Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Действительный Тайный Советник Константин Петрович Победоносцев, заходил на могилу Михаила Никифоровича Каткова (1817-1887), осматривал храмы и строения  монастыря.


Лев Каменев. Туман. Красный пруд в Москве осенью 1871. Холст,масло. ГТГ


Вид на Красный пруд, на Красное село и на Алексеевский монастырь.
 Фото 1890-х г. Пруд засыпан в 1910 году.


К началу XX века в монастыре было 4 храма, больница, женское училище и конечно главная "достопримечательность" монастыря - поддерживаемое сестрами Алексеевской обители в надлежащем состоянии - монастырское кладбище.  

Редкое в Москве кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь был похоронен основатель Ново-Афонского монастыря иеромонах Арсений (Минин) – инок русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, основавший и в Москве знаменитую Афонскую часовню в Китай-городе. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: упамянутый ранее - А.Ф. Вельтман – историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, который сказал Пушкину после свадьбы: «Ты – поэт, а жена твоя – воплощенная поэзия»; С.С. Хлюстин – племянник графа Ф.И. Толстого «Американца», за которого Наталья Николаевна хотела выдать свою сестру Екатерину вместо Ж. Дантеса. Здесь обрели последний приют поэт А.М. Жемчужников (один из создателей Козьмы Пруткова); литератор С.А. Юрьев – однокашник М.Е. Салтыкова-Щедрина по Московскому дворянскому институту, ставший прототипом Валентина Бурмакина в «Пошехонской старине»; скульптор Н.А. Рамазанов – автор скульптур Аничкова моста, горельефов храма Христа Спасителя и посмертной маски Н.В. Гоголя; упомянутый ранее знаменитый русский публицист, издатель «Московских ведомостей» М.Н. Катков, художник И.М. Прянишников, архитектор А.С. Каминский, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, психиатр С.С. Корсаков,
 известнейшие московские полицмейстеры Н.И. Огарев и А.А. Власовский.
 


Одна из немногих фоторгафий Алексеевкого некрополя.
Могила Щапова. 1902 год.

Здесь стояли усыпальницы московских промышленных королей: Шустовых, производивших лучший коньяк; кондитеров Абрикосовых, которые получили благословение игумена Новоспасского монастыря на фамильное дело.   Здесь были похоронены и купцы Алексеевы, родители К.С. Станиславского, купцы Мусатовы, из рода которых происходила супруга Алексея Ивановича Абрикосова – Агриппина Александровна, рожд. Мусатова.
(Из книги И. Токмакова: - «Указом Московской Духовной Консистории дано знать Алексеевскому монастырю о разрешении на погребения.  Первая могила на новооткрытом кладбище  была вырыта для г-жи Мусатовой» (Стр. 104))
 

До революционных событий 1917 года  в семейной усыпальнице на кладбище Алексеевского монастыря были похоронены:

Сергей Алексеевич Абрикосов (1855-1876),
Иван Алексеевич Абрикосов (1853-1882),
Анна Дмитриевна (рожд. Арбузова) Абрикосова (1855-1882),
Агриппина Александровна (рожд. Мусатова) Абрикосова (1832-1901),
Екатерина Алексеевна (рожд. Абрикосова) Васильева (1878- 1902),
Алексей Иванович Абрикосов (1824 —1904),  

младенцы:
Александр (1852-1860), Варвара (р.1863), Константин (р.1868), Виктор (1870-1873), Маргарита (р.1877)
 Абрикосовы - дети Алексея Ивановича и Агриппины Александровны;
Анатолий (1889- 1898) - сын Георгия Алексеевича Абрикосова,  Агриппина (1895-1896) - дочь Александра Алексеевича Абрикосова.

_____________________ 

В годы богоборчества.

В 1919 году вышло постановление новой власти о запрещении погребения умерших на кладбище Алексеевского монастыря.

Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова до Ленинских гор через площадь Дворца Советов.

3435.jpg

Крестовоздвиженская церковь Алексеевского монастыря. Фото 34-35 годов.
В последствии  храм встроят в Институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО)  

 
Тем планам не суждено было свершиться, однако над Алексеевским кладбищем надругались с особенным цинизмом. Полагают, что оно сильно раздражало количеством могил «мироедов», «царских сатрапов», интеллигенции и прочих приспешников монархии. К тому времени кладбище вдобавок обрело неопрятный вид: монахинь выгнали, а родственники «сатрапов», которые не уехали в эмиграцию, просто боялись навещать опальные могилы. 
Во время ликвидации кладбища, власти запретили родственникам вывозить останки своих близких.  

Надгробия пошли «на нужды народного хозяйства»: гранит – на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий, а часовни – на переплавку. На месте кладбища был устроен детский парк, а в обезглавленном храме святого Алексия – дом пионеров.
(Е. Лебедева.  http://www.pravoslavie.ru/put/34692.htm)

image_557.jpg
"Дом пионеров" в обезглавленном Храме Алексия человека Божия. Фото 1930-х годов.  

                         
На месте бывшего кладбища  Алексеевского монастыря.
Вход в Детский парк. Каток зимой.
(Фото 1960-х годов)

219902.jpg
Храм Всех Святых.

Во время войны в  подклете храма святого Алексия прятались от бомбежек. Всехсвятская церковь долго оставалась архивом, потом заводом по производству зонтиков. Крестовоздвиженская церковь вовсе была включена в объем здания Института рыбного хозяйства и океанографии (Верхняя Красносельская, 17), став обычным гражданским сооружением, в котором невозможно угадать даже абрис храма.
В канун своего столетия, в 1979 году была снесена больничная церковь Архангела Михаила, а на ее месте возвели жилой дом. 


В наши дни. 

В 1991 году Всехсвятский храм был передан Русской Православной Церкви. С этого времени начались восстановительные работы в самом храме и на прилегающих бывших монастырских территориях. В настоящее время на территории храма закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», вся территория огорожена новым кирпичным забором с новыми воротами.
В настоящее время при храме действует богадельня имени Цесаревича Алексия с домовым храмом его имени (открыта в 1994 году), воскресная школа (1991), церковноприходская школа (1995), иконная мастерская (1991).

Сегодня
восстанавливается и Храм преподобного Алексия человека Божия. Богослужения возобновились с 25 ноября 2002 года.   В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.


Вход в Храм Алексия человека Божия.
Современный вид храма.


Сегодня бывшее монастырское кладбище как-бы поделено на три части:
- небольшая территория  бывшего  кладбища   находится с внутренней стороны третьего кольца, возле Храма Алексия человека Божия;  
-  часть бывшего кладбища (большая часть)    под трассой третьего транспортного кольца и под проездами и тротуарами, прилегающими к трассе;
- часть бывшего кладбища расположена с внешней стороны третьего кольца - у возвращенного верующим в 1991 году Храма Всех Святых.

Храм Алексия человека Божия и Храм Всех Святых некогда стояли в ограде одного монастыря и были  храмами одного кладбища. Сегодня эти храмы "смотрят" друг на друга разделенные скоростной магистралью.
 

Сегодня на месте бывшего кладбища Алексеевского монастыря.

Участок автотрассы третьего транспортного кольца (ул Гаврикова)  проходит прямо по  бывшему кладбищу.  На снимке показан участок автотрассы  перед въездом на Русаковскую эстакаду. Снимок выполнен с внутренней стороны третьего кольца. С внешней стороны раположен вход на территорию Храма Всех Святых 

Вход на территорию Храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря.
 Въездные ворота и стена вдоль автотрассы - современные постройки.
Внешняя сторона третьего транспортного кольца (ул. Гаврикова).

Когда строилась Русаковская эстакада и участок автотрассы напротив Храма Всех Святых, дорожные строители в большом количестве извлекали из земли безымянные кости. Часть из них была перенесена к храму и заново погребена во вновь устроенной недалеко от храма «братской могиле». Над «братской могилой»   был поставлен поминальный крест – вначале деревянный, сейчас – ажурный бронзовый. 

Крест на фоне Храма Всех Святых в память всех погребенных 
на бывшем кладбище бывшего Алексеевского монастыря.
(Фото А.И. Абрикосова. 06.06.2011г.) 

 

 

После смерти Агриппины Александровны в 1901 году  Алексей Иванович отошел от всех дел.
На ее могиле
 он велел начертать слова  Евангелия:

«Женщина,
 когда рожает, терпит скорбь, потому, что пришел час ее,
но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости,
потому что родился человек в мир».
(Иоанн 16:21).


На памятнике Алексею Ивановичу Абрикосову было написано:

«Возлюбленные, будем любить друг друга,

потому, что любовь от Бога
и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
Кто не любит, тот не познал Бога,
потому что Бог есть Любовь».

 ________________ 


 Схема прохода к Храму Всех Святых от метро: cтанция "Красносельская"
 

image_556.jpg Схема прохода к Храму Алексия человека Божия  от метро: cтанция "Красносельская"

 

См.также:
Речи произнесенные при погребении А.И. Абрикосова 3-го февраля (ст. стиль)  1904 г.

 Андрей Абрикосов.
E-mail: abriland@mail.ru 
abrikosov-sons@mail.ru

 

Июнь-сентябрь 2011 года.  

Московский Алексеевский монастырь (в Красном селе)
 
 
Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
© 2010 ООО Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей

Заказ сайтов - создать сайт без выходных на www.limtek.ru;