Музыкально-просветительская деятельность. Императорское русское музыкальное общество.

 

Владимир Алексеевич Абрикосов.

Директор Московского отделения
Императорского Русского музыкального общества

 

 

Владимир Алексеевич Абрикосов (1858-1922).

Директор чайного Товарищества братьев К.и С. Поповых, руководил также собственной кондитерской мастерской.
В 1903-1907 гг. - гласный Московской городской думы, и Московского губернского земского собрания.

Действительный член (1883-1906гг) Московского Отделения ИМПЕРАТОРСГОГО Русского Музыкального общества (МО ИМРО).
Директор (1890-1899гг) Московского Отделения  ИМРО.  

Член (1894-1890), комиссии по постройке нового здания Консерватории в Москве.     

История ИРМО
   
ИМПЕРАТОРСКОЕ русское музыкальное общество (ИРМО) основная музыкально-просветительская организация в России второй половины XIX — начала XX вв., ставившая своей целью сделать серьёзную музыку доступной для широкой публики и способствовать распространению музыкального образования в стране.

Московское отделение ИРМО открылось в 1860 (почти одновременно с Петербургским) и возглавлялось Н.Г. Рубинштейном.

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич, великий князь Константин Константинович и др.). Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители.
Во главе отделения стоял совет директоров; наиболее видную роль играли директора В.А. Абрикосов, Н.В. Алексеев и С.Н. Третьяков — с их помощью, в частности, было куплено здание, где ныне размещается Московская консерватория (в 1890-х гг. произведены генеральная перестройка и сооружение Большого зала), а также В.Н. Мамонтов, К.В. Рукавишников. В совет входили также директора Московской консерватории, П.И. Чайковский, П.И. Юргенсон (московский комиссионер ИРМО) и др.

Идея развития концертного исполнительства и придания ему более широкого общественного значения стала в ХIХ в. волновать и владельцев российских аристократических музыкальных салонов. В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840г. сформировалось "Симфоническое музыкальное общество". В доме князя А.Ф. Львова (автора гимна "Боже, царя храни") впервые было организовано "Концертное общество". 

В салоне Великой княгини Елены Павловны (1806-1873) - супруги, а с 1849г. вдовы Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I - возникла идея создания музыкального общества всероссийского масштаба. В результате в период общественного подъема конца 1850-х - начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, композитора пианиста А.Г. Рубинштейна и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

К.П. Брюллов.
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. ГРМ


Сначала оно было названо "Русское музыкальное общество" (РМО) и первые 10 лет, с 1859 по 1869 гг., функционировало под этим наименованием. За этот период были открыты Петербургская и Московская консерватории как первый весомый результат работы РМО.

Великая княгиня Елена Павловна (урожденная принцесса Вюртембергская) способствовала привнесению в Россию традиций немецких музыкально-общественных и образовательных структур. Она любила, хорошо знала и поощряла развитие классического музыкального искусства на своей новой родине. В ее салоне в зале Михайловского дворца (ныне здание Русского музея), постоянно проходили концерты камерной музыки. Для симфонических концертов был избран зал Благородного собрания (ныне это здание Петербургской филармонии). Занятия студентов нового учебного заведения - консерватории - некоторое время проводились в боковом флигеле Михайловского дворца.

На официальном открытии Санкт-Петербургской консерватории 8 сентября 1862г. А.Рубинштейн, первый директор первого музыкального вуза России, сказал: "Три года тому назад в Санкт-Петербурге осуществилось Русское музыкальное общество под покровительством государыни Великой княгини Елены Павловны; главная цель этого общества была развитие музыкального искусства в России … Учреждение консерватории, которая предоставила бы права личного почетного гражданства и свободного художника лицам, желающим посвятить себя исключительно музыке, было постоянною заботой дирекции общества … Предоставлением этих прав мы значительно обязаны ходатайству нашей высокой покровительнице, которая оказала нам содействие и во многих других случаях".

Необходимость в серьезных денежных затратах, связанных с расширением общества, требовала более значительной материальной поддержки нежели та, которую могла оказывать Великая княгиня и отдельные меценаты.

В 1869г. вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над Обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться "Императорское Русское Музыкальное Общество".

Первая попечительница руководила делами общества до своей кончины (1873). За это время отделения ИРМО были открыты в Москве (1860), Киеве (1861), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873). Работа отделений состояла в подготовке и проведении концертов (профессиональными и любительскими силами) и в организации музыкального образования. Все лучшие учебные заведения старой России существовали при ИРМО: музыкальные классы, училища, консерватории.

С 1873г. президентом ИРМО стал Великий князь, второй сын Николая I, Константин Николаевич (1827-1892). В период его руководства обществом сформировались первые отделения ИРМО в Сибири; здесь лидировали западно-сибирские города: Омск (1876), Тобольск (1878), Томск (1879). Позднее долгое время делами общества руководила супруга Великого князя Константина Николаевича Великая княгиня Александра Иосифовна, урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская (1830-1911).

В течение 1880-1890-х гг. в России было открыто более 20 отделений ИРМО. Они появились в Тамбове, Воронеже, Пензе, в южных городах: Астрахани, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Тифлисе (Тбилиси), Ростове-на-Дону, Одессе, Николаеве.

К участию в руководстве разрастающейся и приобретающей всероссийский характер музыкальной организации подключалось все большее число лиц царской фамилии. При Великой княгине Александре Иосифовне долгие годы функции Вице-Председателя исполнял ее сын, то есть внук Николая I - Великий князь Константин Константинович (1859-1915). Он был пианистом-любителем и известным поэтом, подписывавшим свои стихи инициалами К.Р. (К.Романов).

На его тексты созданы, например, такие шедевры, как романсы П.Чайковского "Растворил я окно" и "Серенада" ("О, дитя").

Среди почетных членов общества в 1890-1900-е гг. были дочь первой председательницы Великая княгиня Екатерина Михайловна (1827-1894) и ее муж, герцог Георг-Август Мекленбург-Стрелицкий (1824-1876), а также один из сыновей Александра II - Великий князь Сергей Александрович (Московский генерал-губернатор).

Деятельность членов императорской фамилии в обществе протекала в тесном сотрудничестве с выдающимися русскими музыкантами. Кроме А.Рубинштейна руководящие посты в ИРМО занимали его брат Н.Рубинштейн, возглавивший отделение и консерваторию в Москве, также П.Чайковский, С.Танеев, Э.Направник, В.Сафонов, А.Глазунов, М.Ипполитов-Иванов, С.Рахманинов и другие.  

Первый директор Московского отделения ИРМО.
Н. Г. Рубинштейн (1835-1881). 
Художник С. И. Грибков. 1870-е гг. 


В конце 1880-х гг. А.Рубинштейн обращался с докладными записками к Великой княгине Александре Иосифовне и к императору Александру III с предложениями расширить число общедоступных концертов, более активно поддерживать отечественных композиторов, открыть новые консерватории и ввести всеобщее детское музыкальное образование. Огромные материальные расходы, которые потребовались бы для осуществления всех этих проектов, вынудили Александра III отклонить идеи А.Рубинштейна. Он им сочувствовал, "но остановился перед невозможностью больших затрат".

В начале XX столетия в России было уже более 50 отделений ИРМО, правда, большинство из них в европейской части страны (45 от общего числа). Особенно интенсивно число отделений ИРМО пополнялось за счет южнорусских городов: Екатеринодара (ныне Краснодара), Ставрополя, Житомира, Владикавказа, Баку, Ялты, Херсона и т.д. В некоторых прежних периферийных центрах музыкальной культуры произошло преобразование музыкальных классов в училища (первое такое учебное заведение открылось в Киеве в 1883г.). Через 10 лет, в 1893г., были созданы первые музыкальные классы ИРМО на территории Сибири, в университетском Томске. В 1901г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири - Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908г. в Перми.

Во всех городах отделения ИРМО открывались по инициативе местных музыкантов и любителей музыки, причем на базе многолетнего существования собственных музыкальных кружков. Их реорганизация и превращение в подразделения всероссийской музыкально-общественной и образовательной системы ИРМО повышала официальный статус и профессиональный уровень провинциальных музыкальных объединений, а следовательно, общий уровень музыкальной культуры провинции.

В 1909г. во всех отделениях ИРМО прошли торжественные мероприятия, посвященные 50-летию общества. Историк русской музыки Н.Финдейзен в специальном очерке, опубликованном к юбилею, особо отметил заслуги ИРМО в распространении творчества русских композиторов, в организации общедоступных концертов и в формировании собственного симфонического оркестра. Он назвал внушительную цифру симфонических и камерных концертов, проведенных Петербургским отделением ИРМО за 50 лет - более 900.

В 1910г., когда исполнилось 50 лет Московскому отделению ИРМО, в "Голосе Москвы" появилась юбилейная статья Л.Сабанеева. По словам Л.Сабанеева, "на долю общества выпала задача первого сознательного приобщения Москвы к общей музыкальной культуре… Это теперь Москва - выдающийся музыкальный центр, город с широко развитой художественной жизнью, а было время, когда Москва стояла в смысле эстетической культуры ниже, чем нынешние глухие провинциальные города. Это необходимо иметь в виду при оценке того громадного значения, которое имело музыкальное общество на развитие в нашей столице художественных вкусов".

 

Смотри также раздел сайта: Московская консерватория. Строительство и история.

 

По материалам:
Истории семьи Абрикосовых;
«Московское Отделение Императорского Русского музыкального Общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие 1860-1910 г.» Составлен по поручению Дирекции Московского Отделения заслуженным профессором Н.Д. Кашкиным. Москва. Т-во «Печатная С.П. Яковлева». Петровка, Салтык. Пер., д. Т-ва, № 9. 1910.

 


Андрей Абрикосов
Январь 2010года
E-mail:  abriland@mail.ru  

Музыкально-просветительская деятельность. Императорское русское музыкальное общество.
 
 
Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
© 2010 ООО Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей

Заказ сайтов - создать сайт без выходных на www.limtek.ru;