Семейные традиции

Андрей Ильич и Дмитрий Петрович Абрикосовы
с Новым Заветом Алексея Ивановича Абрикосова.
Август 2010 г.

 

Молодой Алексей Иванович сразу понял: мало произвести продукт, пусть даже и несравненного вкуса, важно его продать. Поэтому параллельно с механизацией мастерской и привлечением наемных рабочих Алексей Абрикосов налаживает самостоятельное упаковочное производство (впоследствии отдельный цех упаковки в Хамовниках) и разворачивает мощную рекламную кампанию.
Масштабы ее впечатляют и сегодня. А уж в те времена это был настоящий переворот в методах продвижения товара. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.

Создание торговой марки "Абрикосов" проходило по всем классическим законам маркетинга. "Полный комплекс рекламных услуг", как сказали бы сейчас, включал и наружную рекламу, и рекламу в газетах, и рекламные акции. Имя Абрикосова красовалось на афишных тумбах, плакатах, вывесках на фасадах домов и в витринах. Издавались специальные красочные прейскуранты - прообразы современных рекламных буклетов. Устраивались благотворительные акции. Например, в один из юбилеев Пушкина всем гимназистам Москвы раздали шоколадки с портретом поэта. А в придачу к покупке всем вручались карманные календарики с указанием праздничных дней.
Газеты пестрели как рекламными "модулями" Абрикосовых, так и оперативными сообщениями о выпуске очередной новинки - "халвы сахарной", "конфект" или, к примеру, "мармелада "Лилипут"". Заканчивались такие заметки призывом к читателям: "Требуйте!".

Потом, когда у Абрикосовых появились фирменные магазины - роскошно оформленные, блиставшие зеркалами и хрусталем, с вышколенными приказчиками, - оригинальные рекламные акции стали проводиться и на месте продаж. Например, однажды в одной из газет появлялась "новость" о том, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Покупатели немедленно отправились проверять, так ли это на самом деле, и... заодно, естественно, купили коробку печенья или фрукты в шоколаде.

 В 1902 году Абрикосовы известили Московскую городскую управу, что все прежние фабричные строения Товарищества следует исключить из оценочных налоговых ведомостей как "сломанные с 1 апреля сего года". А уже через полгода в Сокольниках появляется новое, суперсовременное по оснащению кондитерское предприятие. На первом этаже трехэтажного каменного здания располагались шоколадная, яблочная, варенная мастерские; на втором - пастилочная; на третьем - конфетная и карамельная. В другом, тоже трехэтажном, но поменьше, находились бисквитная мастерская и помещения для укладки продукции. Так было организовано производство. А для работников выстроили здесь же прекрасное благоустроенное общежитие, где каждый имел свою комнату (в то время как на других предприятиях Москвы обычно устраивались рабочие спальни на 40-50 кроватей в два яруса). 
 
В фирме, созданной высокими профессионалами в своем деле, разумеется, особо ценились квалифицированные кадры. Известно, например, что помимо легендарной пастилы Абрикосов славился еще и глазированными фруктами. Рецепт изготовления этих чудес знали только иностранные кондитеры. Тогда Абрикосов оборудовал на фабрике специальную лабораторию, нанял первоклассных специалистов, отрядил на это дело своих лучших рабочих, и вкусный секрет был раскрыт! Монополия заморских глазированных сладостей закончилась. Абрикосовские арбузы в шоколаде (которые по размерам не уступали астраханским настоящим!), сливы и вишни стали с тех пор самой сладкой частью воспоминаний о прошлой России. Но осуществляли-то все это люди. Поэтому для "шоколадного короля России", человека верующего, привыкшего с детства уважать свой и чужой труд, было само собой разумеющимся, что на его фабрике рабочих обеспечивали бесплатным питанием на фабрике, вручали подарки по праздникам (а праздников тогда было до тридцати дней в году!), предоставляли возможность покупать кондитерские изделия собственного производства в 10 раз дешевле, чем в магазинах. Еще в 1898 году на фабрике было проведено электричество, новшество по тем временам очень недешевое, зато решительно облегчавшее условия труда. Заботились и о досуге людей. И уже через год по выходным дням столовая для рабочих превращалась в зрительный зал, как тогда говорили, "электротеатра", где для рабочих, ставших одними из первых в Москве зрителей, демонстрировали всевозможные "туманные картины с волшебного фонаря". А еще еженедельно устраивался День открытых дверей, когда все желающие могли ознакомиться с условиями работы на предприятии. Экскурсия начиналась с трехэтажного особняка, сохранившегося и сегодня, где тогда размещалась контора.

В XIX веке дорогой абрикосовский шоколад дарили возлюбленным, калач с засахаренными фруктами покупали на именины. Но все же основным "потребителем" были дети. Потому на конфетных и шоколадных обертках в изобилии присутствуют птички, уточки, медвежата, гномики и другие сказочные персонажи. Алексей Абрикосов первым в России выпустил в продажу товар, который сегодня называют "киндер-сюрпризом". В коробки с конфетами он придумал вкладывать открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики. И, наконец, именно ему мы обязаны появлением неизменных новогодних подарков для детворы - обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов.

По сей день в наших магазинах можно увидеть 26 видов конфет (в основном ягодную карамель), изобретенных еще при участии Алексея Абрикосова. А сто с лишним лет назад купить себе что-нибудь "от Абрикосовых" могли люди любого достатка: одни - дешевые леденцы, другие - дорогущий роскошный шоколад. В пору расцвета этого кондитерского "царства" оно выпускало до 750 наименований продукции, одного только шоколада - 80 видов. Цифры очень солидные даже по нынешним временам. Для сравнения: сейчас на крупной российской кондитерской фабрике ассортимент едва достигает 250 наименований

При всей поглощенности бизнесом главной жизненной ценностью для Алексея Ивановича Абрикосова была семья.
Свою московскую фабрику Алексей Иванович передал двум старшим сыновьям, Николаю и Ивану, в 1874 году. Затем, в 1880 году, к ним присоединились еще трое братьев - Владимир, Георгий и Алексей, и было учреждено фабрично-торговое товарищество на паях "А.И. Абрикосова Сыновей". Таким образом, все паи в уставном капитале фирмы были распределены между членами семьи.

В начале ХХ века товарищество "А.И. Абрикосова Сыновья" входило в тройку крупнейших кондитерских фирм России. Огромные обороты приносили баснословные барыши, но при этом никто из Абрикосовых не погряз в роскоши. Абрикосовы не жалели денег на образование и на благотворительность. Все дети получили отличное образование и знали от двух до шести иностранных языков. Многие из них вошли в историю России как талантливые и видные деятели науки, политики и искусства.

"Когда младший сын (Александр Алексеевич), любимец бабушки, будучи студентом –филологом и, несомненно очень способным и продвигающимся, решил жениться на дочери известного богача–водочника Петра Арсеньевича Смирнова, то Алексей Иванович и Аграфена Александровна были в восторге, несмотря на то, что мой отец очень отрицательно относился к этому браку и предвидел, что женитьба брата на девушке из среды, хотя и богатой, но в высшей степени некультурной, помешает ученой карьере брата.
На свадьбе дедушка представил нас, своих внуков, в то время гимназистов, Петру Арсеньевичу.
«Ну, что же молодцы, я чай в деле?» - спросил он.
«Нет, они учатся», - ответил дедушка.
«Зачем учиться, надо к делу привыкать»
«В деле все места заняты».
«Ну дак в подвальное их» - настаивал на своем Смирнов.
«У нас это не принято» - ответил дедушка."
Х. Абрикосов "СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА"
Отдел рукописей РГБ.
 

 

 

Памянтая доска на особняке
 семьи АБРИКОСОВЫХ.

 

 

Ссылка на сайт ООО "Товарищества А.И. Абрикосова Сыновей" обязательна.

 

Семейные традиции
 
 
Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
© 2010 ООО Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей

Заказ сайтов - создать сайт без выходных на www.limtek.ru;