Третьяковская галерея.

Совет Третьяковской галереи и В.А. Абрикосов.

 


Владимир Алексеевич Абрикосов.  
Член Совета Третьяковской галереи.

Поиск по сайту:
Династия - По Абрикосовским адресам

АБРИКОСОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ являлся членом Совета Третьяковской галереи с 1905 по 1911 годы.

В.А. Абрикосов - гласный Московской городской думы 1893—1907гг., член Московского губернского земского собрания с 1893 года.  Собирал коллекцию русской живописи начала ХХ в. 

 

Формальным владельцем Третьяковской галереи, после передачи ее П.М. Третьяковым в 1892 году городу Москве была Московская Городская Дума, но фактически всю музейную жизнь и закупочную политику, вплоть до своей кончины, определял ее «попечитель» - Павел Михайлович Третьяков.

 

Репин И.Е. портрет П.М. Третьякова 1883 г

 

Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Это спустя некоторое время привело к тому, что в 1867 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. 
В 1892 году Третьяков завещал свою галерею городу Москве. Фасады здания галереи разработаны в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. 

После кончины 16 (4) декабря 1898 года на шестьдесят шестом году Павла Михайловича Третьякова, возник вопрос о создании некого коллегиального органа, который бы выполнял те же функции по управлению галереей, что и Павел Михайлович в последние шесть лет своей жизни.

Таким органом стал «Совет Третьяковской галереи», который управлял всей деятельностью Галереи  с 1899 и до 1917 года.

 

 

Совет Третьяковской галереи.


Совет Третьяковской галереи состоял из:
- Трех членов, избираемых Думой «из числа лиц, известных своими познаниями в области искусства, в числе коих должен стать хотя бы один художник».
- Четвертый член совета избирается семьей покойного Павла Михайловича Третьякова, 
- Попечителем Городской художественной галереи состоял московский городской голова.

В Совет избирались достойные люди. Кандидатуры членов Совета Третьяковской галереи публично обсуждались в Думе и в прессе.

В 1899 году в Совет Третьяковской галереи вошли:

- от российских художников — Валентин Серов,
- от московских коллекционеров, т.е. «лиц, известных своими познаниями в области искусства» — И.С.Остроухов и И.Е.Цветков,
- от семьи П.М. Третьякова дочь Павла Михайловича Александра Павловна Боткина,
- Попечителем Третьяковской галереи стал - городской голова князь В.М. Голицын


 

 И.С. Остороухов   А.П. Боткина   В.А. Серов. 1906 год.

 

Совет принял решение, поддержанное Думой - все, что было в  галерее, оставить в неизменности, но собрание Третьяковской галереи продолжать пополнять на средства, уже имевшиеся на эти цели в Думе, размещая все вновь приобретенное в залах дома П.М. Третьякова.



Дом П.М. Третьякова до перестройки.

 

Первым общим делом Совета Третьяковской галереи стала перестройка жилого дома Третьяковых и приспособление его помещений к развеске предстоящих новых поступлений, что и было осуществлено в 1900–1901 годах. В 1902–1904 годах весь комплекс зданий был обнесен общим фасадом, исполненным по проекту В.М.Васнецова, ставшим навечно архитектурным кодом Третьяковской галереи.

 


Эскиз фасада дома П.М. Третьякова выполненный В.М. Васнецовым.

 

По поводу главного вопроса — какие произведения и каких художников покупать в Третьяковскую галерею — в Совете развернулись жесточайшие споры и образовались две непримиримые партии: «ретроградная», которую представляли И.Е.Цветков, князь В.М.Голицын и гласный Думы Н.П.Вишняков, сменивший в 1903 году выбывшего из Совета по ротации И.С.Остроухова, и «прогрессивная» — А.П.Боткина, В.А.Серов и И.С.Остроухов. Разногласия в Совете по поводу его «покупательской политики» скоро выплеснулись за стены Третьяковской галереи — в Московскую городскую думу, в московскую и петербургскую прессу.

В 1905 году «прогрессивная» партия в Совете Третьяковской галереи одержала полную победу над «ретроградами» и И.С.Остроухов был избран почти единогласно его попечителем.


В 1905 году в Совет Третьяковской галереи  был избран В.А. Абрикосов,  
как гласный Московской городской думы, как коллекционер живописи начала ХХ века.


На протяжении 1900–1916 годов благодаря усилиям многих членов Советов Третьяковской галереи нескольких «созывов» и прежде всего — И.С.Остроухова, В.А.Серова, А.П.Боткиной, В.А. Абрикосова, И.Э.Грабаря и др. в галерею поступили почти все основные произведения, принадлежащие сейчас Третьяковской галереи, многих ведущих мастеров русского искусства конца XIX — начала XX столетия: М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, А.П.Рябушкина, В.А.Серова, К.А.Коровина, художников группы «Мир искусства» — А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха, А.Я.Головина, И.Э.Грабаря, Е.Е.Лансере, З.Е.Серебряковой, К.Ф.Богаевского и др., участников выставок «Голубая роза» — М.С.Сарьяна, Н.В.Кузнецова и др. Появились в галерее и первые работы будущих авангардистов — Н.С.Гончаровой, П.П.Кончаловского, И.И.Машкова.  

Советы Третьяковской галереи, руководимые  И.С.Остроуховым (1904–1913) не обходили вниманием и ценные произведения русского искусства XVIII и XIX веков. 

В эти годы в Третьяковской галерее появилось немало превосходных произведений русских портретистов XVIII века — В.Л.Боровиковского («Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»), Д.Г.Левицкого (Портреты четы Бакуниных или «Портрет Анны Давиа-Бернуцци»), Ф.С.Рокотова («Портрет поэта В.И. Майкова»).

Меньше было приобретено работ К.П.Брюллова, А.А.Иванова, П.А.Федотова — они редко в это время появлялись на арт-рынке, но зато и без того богатое собрание второй половины XIX века пополнилось множеством прекрасных, главным образом этюдных работ И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Левитана и других художников «третьяковской» поры.

2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала нового попечителя. Им стал известный художник и историк искусства И.Э.Грабарь. Европеец по образованию и взглядам, Грабарь видел главную цель своей деятельности в галерее в том, чтобы превратить «собрание частновладельческого характера в организованный музей европейского плана».
Грабарь при поддержке деятелей искусства (в их числе был В.И.Суриков) преодолел вето на развеску картин и рисунков из собрания Третьякова и в течение 1913–1915 годов перевесил все, что было приобретено и Павлом Михайловичем и Советом Третьяковской галереи, взяв за основу развески историко-монографический принцип, принятый в ту пору практически во всех крупнейших музеях мира. Такой принцип сохраняется в Третьяковской галерее, да и в других музеях России, и поныне, особенно, когда речь идет об искусстве прошлых эпох.

 

Третьяковская галерея после 1917 года.


В конце 1917 года многие известные московские коллекционеры принесли в Третьяковскую галерею лучшие произведения из своей коллекции, отдавая их в дар или на временный депозит, оказавшийся вечным. 

Так, в Третьяковской галерее в 1917 году оказались собрания В.Д.Гиршмана (более сотни первоклассных произведений, среди которых «Демон сидящий» М.А.Врубеля, «Гобелен» и «Водоем» В.Э.Борисова-Мусатова, «Прогулка короля» А.Н.Бенуа, несколько первоклассных портретов работы В.А.Серова и другие шедевры), В.А.Воробьева (несколько десятков произведений и среди них «Сумерки, стога» И.И.Левитана), М.П.Рябушинского, А.И.Ляпунова, И.И.Трояновского, Е.Н.Носовой, Е.В.Борисовой-Мусатовой и других.

Так же, видимо, и попали в Третьяковскую галерею портрет А.И. Абрикосова кисти М.Ф. Шемякина и  коллекция картин В.А. Абрикосова.
 


М.Ф. Шемякин.
Портрет А.И. Абрикосова. 1901 год.
Ныне хранится в Третьяковской галерее. 

 

В середине 1918 года коллекции Третьяковской галереи, как и других музеев — императорских, муниципальных, частных, — были национализированы, Совет Третьяковской галереи упразднен.  

Галерея из собственности городской превратилась в собственность государственную, но сохранила в своем названии имена братьев Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. 
Собрание галереи стало быстро расти путем экспроприации частных коллекций и путем передачи Третьяковской галереи собраний других музеев, например Цветковской галереи (1924), Румянцевского музея (1925), Музея живописной культуры (1928) и др. 

На рубеже 1920-х и 1930-х годов были продажи произведений русского искусства за рубеж через «Антиквариат». К чести тогдашних сотрудников, основную, третьяковскую, часть эти продажи почти не затронули. Зато их затронула начавшаяся в 1920-е и продолжавшаяся в 1930–1950-е годы политика властей по перераспределению музейных фондов, и, в частности, выдача произведений в периферийные музеи по всей стране — от Иванова до Владивостока, от среднеазиатских республик до Украины и Белоруссии. 

Для новых посетителей Третьяковской галереи на рамах картин появились поясняющие этикетки: кто автор, когда жил, как называется картина, когда исполнена. Раньше таких этикеток за редким исключением в галерее не было. Пользовались лишь небольшими номерками у картин, соответствовавшими номерам каталога.  

Сегодня, Третьяковская галерея с ее более чем 140 тысячами экспонатов является одним из крупнейших, богатейших музеев национального искусства России. Достигнута и другая цель основателя галереи и поддержанная Советом Третьяковской галереи — создать «общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие».

По материалам статьи  
Лидии Иовлевой «Галерея без Третьякова».
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7804.php
 

Подробнее о деятельности Совета (или Советов) Третьяковской галереи в 1899–1913 годах в: Иовлева Л.И. Третьяковская галерея в 1899–1913 годах // Государственная Третьяковская галерея… С. 187-225.

 

P.S.

Вспоминая свое детство,  мой дедушка Хрисанф Николаевич, рассказывал, что  его родители часто ходили в гости к Павлу Михайловичу Третьякову в  дом Третьяковых  в Лаврушенском переулке. Как правило, родители всегда брали с собой и детей.

"Вечерами, когда взрослы были заняты разговорами за чаем, мы дети, - как вспоминал Хрисанф Николаевич, -  играли в прятки в залах Третьяковской галереи".


 Залы Третьяковской галереи. 1896 год.

 
Государственная Третьяковская галерея
Адрес: Лаврушинский переулок, 10
Проезд:
Метро "Третьяковская" или "Полянка"
http://www.tretyakovgallery.ru/
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 19.30
кассы до 18.30
вход на экспозицию до 18.30
выходной – понедельник
Справки по телефонам:
8(499)230-7788 , (499)238-1378, (495)951-1362

 

Андрей Абрикосов
Февраль 2010 года. 
 


 

 

Третьяковская галерея.
 
 
Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
© 2010 ООО Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей

Заказ сайтов - создать сайт без выходных на www.limtek.ru;