ЖУРНАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АВГУСТ 2011

Журнал «Генеральный Директор»   №8 - 2011

 

Абрикосовы. Менеджерский талант «шоколадного короля» России

К началу XX века «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» было крупнейшим предприятием, которое выпускало 400 тонн кондитерской продукции в год. На производстве было занято 2000 рабочих, годовой оборот превышал 2,5 млн руб. (в 1913 году достиг 3,9 млн руб.), доля продаж на рынках России составляла 50%. В чем секрет успеха «шоколадного короля» России Алексея Абрикосова?1

Сноска 1

Публикуемый материал – журнальный вариант отрывков из книги   «Абрикосовы. Кондитерская династия с 200-летней историей», выпускаемой издательством «Генеральный Директор». – Здесь и далее в этом материале примеч. редакции.

Справка

Основоположник будущей шоколадной империи – Степан Николаев (Николаевич). Он был дворовым крепостным помещицы села Троицкое Чембарского уезда Пензенской губернии Анны Левашовой. Отпросившись на оброк в Москву, вместе с сыновьями организовал кустарное производство и торговлю джемом и конфетами. Дела пошли так успешно, что крепостной смог не только выкупить себе и семье вольную, но даже заслужить купеческое звание. После его смерти кондитерский бизнес возглавил его сын Иван Степанович (1790 или 1792–1848), который получил официально фамилию Абрикосов (так в деревне прозвали отца за мастерское изготовление сладостей). Однако в 1841 году Иван Абрикосов разорился, и его сыну Алексею (1824–1904) пришлось строить кондитерскую империю с нуля. Алексей Абрикосов начал свой бизнес в 1847 году с небольшой мастерской. А в 1899-м предприятие получило звание поставщика двора Его Императорского Величества.

В 1918 году кондитерская фабрика Абрикосовых была национализирована, в 1922-м ей присвоили имя Петра Бабаева – большевика, который в начале 1910-х годов работал слесарем в Сокольнических трамвайных мастерских, а после революции 1917 года возглавлял Сокольнический райком РКП(б); умер в 1920 году. Так фабрика Абрикосовых стала «Бабаевской», под этим названием мы знаем ее до сих пор.

Вся работа предприятия строилась из расчета на будущее. Алексей Иванович планировал оборот фирмы на три года вперед, при этом весь доход за первый год замораживался на случай форс-мажорных обстоятельств на трехлетний срок и только спустя это время средства становились чистой прибылью. Благодаря такому способу ведения дел Абрикосовы смогли сохранить предприятие в 1907–1912 годах, когда оно находилось на грани банкротства. Удалось не только вывести фабрику из кризиса, но и добиться ощутимого роста производства.

Алексей Абрикосов был новатором. В начале 1870-х годов он одним из первых стал применять на фабрике паровую машину, а с появлением электричества установил силовую установку мощностью в 156 лошадиных сил. Чтобы усовершенствовать производство и улучшить качество продукции, он ввел правило каждые десять лет обновлять производство. А чтобы в этот период не снижались объемы реализации, на фабрике заранее готовили запасы продукции.

Расположение фабрики

Немаловажный фактор эффективной работы предприятия – грамотный выбор местоположения производства. Развитие возможно, только если достаточно близко имеется дешевое и качественное сырье, подведены подъездные пути для транспортировки, есть многочисленные магазины для реализации готовой продукции. Поэтому выбор района Сокольники для строительства фабрики был не случаен: недалеко вокзалы, проходит Ярославская железная дорога. Это позволяло не думать о способах доставки сырья и транспортировки готовой продукции – перевозчики работали бесперебойно.

Развитие сырьевого производства в Крыму – еще одно мудрое решение. Алексей Абрикосов поручил   купить несколько десятин земли и сад. С тех пор в городке Цапли на семи с половиной десятинах земли у Абрикосовых появился свой фруктовый сад. Фрукты, ягоды, орехи росли здесь в изобилии, отличного качества и спелости. Главной задачей было их собрать, сохранить и без потерь доставить в Москву. Поскольку товар нежный и скоропортящийся, единственный способ его сохранить – вовремя переработать. Сделать это в кустарных условиях невозможно, поэтому Абрикосовы решили открыть в Симферополе перерабатывающее производство. Передовая по тем временам фабрика Абрикосовых была одним из крупнейших предприятий в Крыму в конце XIX века. Однако во время Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны она была разграблена, производство пришло в упадок. В 1920 году количество рабочих не превышало 30 человек. В 1922 году она стала именоваться заводом «Трудовой Октябрь».

Еще одно дополняющее звено в производственно-торговой цепочке кондитерской империи Абрикосовых – развитие собственного сахарного производства. Следует отметить, что во второй половине XIX века сахарная промышленность была наиболее прибыльной отраслью. Заводы России полностью удовлетворяли внутренний спрос на сахар и работали на экспорт. К началу XX века в стране насчитывалось 237 сахарных заводов. Неудивительно, что фабриканты стремились приобрести такой экономически привлекательный актив в собственность. Не стал исключением и Алексей Абрикосов. Он взял в аренду несколько сахарных заводов в Курске. Добиваться роста производства и, соответственно, увеличения прибыли можно было за счет дополнительного оснащения производственных площадей. Однако вкладывать деньги в арендованное предприятие Алексей Иванович считал нерациональным. Поэтому он не оставлял мысли о приобретении собственного завода. Случай представился в 1894 году – он купил сахарный завод в Крыму. Управляющими назначил своих сыновей – Николая и Алексея.

«Соцпакет» для работника

На всех фабриках Абрикосова соблюдалась строгая дисциплина. От работников требовали безупречного внешнего вида и неукоснительного соблюдения правил гигиены. За нарушение – штраф или увольнение. Однажды работницу уволили только за то, что она принесла в цех дощечку, подобранную на улице, чтобы подложить себе под ноги для удобства.

В целях соблюдения чистоты применяли и меры экономического воздействия. Известен случай, когда для борьбы с засильем грызунов управляющий объявил, что будет выплачивать вознаграждение 10 копеек за каждую пойманную на территории фабрики мышь или крысу.

Рабочие, соблюдавшие установленные правила поведения и труда, могли рассчитывать на очень приличное вознаграждение. Зарплата на предприятии составляла в среднем 45 руб. в месяц, то есть 540 руб. в год. Для сравнения: в 1896 году средний заработок рабочих в промышленности – около 188 руб. в год. Хотя следует уточнить, что все это относилось только к работникам мужского пола. Труд женщин оплачивался поденно. Неравное отношение проявлялось и в том, что работникам-мужчинам полагался обед из трех блюд, причем в меню обязательно было мясо, а женщины должны были заботиться о питании сами – им выдавали только кусок хлеба и чашку чая.

Помимо основной зарплаты, работники могли рассчитывать на поощрительные выплаты. Так, за каждый год работы полагалась обязательная прибавка к жалованью. Выходило, что чем дольше трудишься у Абрикосова, тем больше получаешь. А ветеранам, которые проработали на фабрике свыше 25 лет, владелец лично вручал специальные медали.

Кроме денежного вознаграждения, для работников были предусмотрены бонусы – например, бесплатные сладкие подарки к праздникам (а их насчитывалось до 30 в год), скидки на продукцию фабрики. В магазине фунт шоколада «Амато» стоил 1 руб. 40 коп., рабочий же, покупая конфеты в магазине при фабрике, платил всего 14 копеек за фунт.

Абрикосовы заботились не только об оплате труда и питании работников, но и об условиях их жизни. В проекте фабрики в Сокольниках Алексей Иванович предусмотрел общежитие для рабочих. Оно разительно отличалось от традиционных фабричных бараков. Вместо помещений на 40 человек с двухъярусными полатями – отдельные комнаты на одного-двух человек или семью. Несмотря на дороговизну, и на производстве, и в общежитии было проведено электричество. Кроме того, для рабочих построили родильный дом, детский сад, больницу и церковь.

Казалось бы, что еще нужно? Работай и радуйся, дорожи своим местом. Тем не менее на производстве была текучка. Чтобы пополнить кадры, а заодно и прорекламировать предприятие, на фабрике каждую неделю устраивали дни открытых дверей. Любой желающий мог пройтись по цехам трехэтажного корпуса, посмотреть, как здесь работают. Одним из пунктов «экскурсии» было посещение столовой, где по выходным для рабочих устраивали кинопросмотры. Специальные работники – так называемые вербовщики – выезжали в окрестные деревни, где рассказывали о преимуществах работы на фабрике Абрикосова и рекрутировали новых рабочих.

Рекламные ходы Абрикосовых

Особое внимание упаковке. Фабрика Абрикосовых славилась глазированными фруктами. Но прежде чем они завоевали всеобщее признание, владельцу производства пришлось немало потрудиться. Секретом глазирования владели кондитеры-иностранцы, ревностно его оберегавшие. Алексея Ивановича это не остановило. Он оборудовал лабораторию, нанял умельцев-кондитеров, которые опытным путем освоили заграничную технологию, и начал выпускать собственные глазированные фрукты и ягоды. Однако Абрикосов понимал: мало произвести продукт – важно его продать. Поэтому Алексей Иванович наладил собственное упаковочное производство в Сокольниках, а потом организовал и отдельный цех упаковки в Хамовниках. Над созданием настоящих шедевров упаковочных материалов трудились профессиональные художники, а возглавлял цех живописец Федор Шемякин2.

Сноска 2

Федор Михайлович Шемякин (1846–1895) – художник, владелец деревообделочной фабрики, изготавливавшей тару и упаковку для изделий кондитерской фабрики Абрикосовых. Был женат на Анне Алексеевне Абрикосовой, дочери А.И. Абрикосова.

Коробочки для конфет, мармелада, пастилы, леденцов были самых разнообразных форм и размеров. Изготавливались они из картона, жести, дерева, стекла. Дорогие подарочные наборы шоколадных конфет упаковывали в обтянутые шелком или парчой ларцы, а глазированные сухие фрукты и ералаши (смеси засахаренных фруктов) продавали в специальных желатиновых коробочках. Для маленьких сладкоежек выпускали обернутых в разноцветную блестящую фольгу шоколадных зверюшек, птичек, шарики, сосульки и даже Деда Мороза. На Рождество их развешивали на елке вместе с новогодними игрушками. Упаковка была настолько красива, что рука не подымалась ее выбрасывать, поэтому зачастую ее передавали из поколения в поколение как память об удивительных сладостях из магазина Абрикосовых.

«Киндер-сюрпризы». Что еще привлекало в продукции, так это сюрпризы, прячущиеся под крышкой коробки или банки со сладостями. Там можно было найти, например, фрагменты интересных мозаик, цветные литографии (пейзажи, изображения исторических памятников), серии открыток и вкладышей, посвященных знаменитым артистам, музыкантам, ученым. А еще одно чудо – прообраз современного киндер-сюрприза: конфета из тонкого слоя шоколада, а внутри – бумажная игрушка или открытка со стихами, сказочным сюжетом и т. п.

Кстати, однажды с помощью карточек владельцы фабрики напомнили покупателям о своих заслугах – победах на Всероссийских художественно-промышленных выставках в 1887 и 1892 годах. Желая запечатлеть памятные даты, Абрикосовы выпустили две открытки с изображением очаровательных детей – девочки и мальчика. Это был практически первый случай использования в рекламе фотографий детей.

Рекламная политика. Алексей Иванович Абрикосов не мыслил своего дела без грамотной маркетинговой и рекламной политики. Только в 1891 году на рекламу было потрачено 300 тыс. руб. Наименование фабрики мелькало на страницах газет и журналов, в витринах магазинов, на фасадах домов. Листовки оповещали о выпуске очередной новинки – сахарной халвы, «конфект» или, к примеру, мармелада «Лилипут». В конце текста звучал призыв: «Требуйте!». Проводились и многочисленные благотворительные акции. Например, к 100-летию А.С. Пушкина была организована бесплатная раздача всем московским гимназистам шоколадных медальонов, на одной стороне которых был портрет поэта, на другой – название фабрики. А в придачу гимназисты получили карманные календари с указанием праздничных дней.

Порой Абрикосовы изобретали нестандартные ходы. В 1880 году московские газеты напечатали сообщение об открытии их новых магазинов. Вроде бы заурядное объявление, если бы не один момент: сообщалось, что в одном магазине все продавщицы – блондинки, в другом – брюнетки. Как тут устоять? Народ – в основном, конечно, мужского пола – ринулся проверять: врут или правда? О результатах проверки история умалчивает. А вот резкий рост продаж после подобных проверок – факт неоспоримый.

Кредитная политика. Предоставление покупателям возможности приобретать товар в кредит – одна из коммерческих находок Алексея Ивановича Абрикосова. Вплоть до 1913 года так продавали около 50% продукции. В результате Абрикосовым удавалось привлечь и удержать потребителей из самых разных социальных слоев.

Знак качества. Чтобы получить официальное признание качества продукции, Абрикосовы представляли ее на российских и международных выставках и конкурсах. Однако показателем высочайшего признания продукции или услуг российских компаний был титул «Поставщик двора Его Императорского Величества» – своего рода знак качества. Торговые марки, которые получали право называться такими поставщиками, становились настоящими брендами. До революции в списке официальных поставщиков числилось 105 компаний. Было там и «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей», получившее почетный титул в 1899 году – спустя почти 20 лет ожидания.

 

Журнал Генеральный Директор
 
 
Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
© 2010 ООО Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей

Заказ сайтов - создать сайт без выходных на www.limtek.ru;