ЖУРНАЛ "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ".

 

 

«Вопросы философии и психологии».  
 
Русская философия во второй половине XIX века вступила в новый период своего развития. С одной стороны, благодаря новому университетскому уставу 1863 года, кафедры философии были введены на историко-филологических факультетах российских университетов, что стимулировало развитие философской мысли; активно издавалась философская литература, предпринимались первые попытки организации философских обществ. С другой стороны, этот период также характеризуется изменениями в идейной атмосфере: от увлечения позитивизмом и материализмом значительная часть русской философской интеллигенции обращается к метафизике и идеализму. Наконец, приблизительно в это же время пробуждается интерес к религиозным проблемам, который достигнет своего пика в начале XX века.

Важным этапом для русской философской мысли стало появление ученых обществ, посвященных обсуждению философских проблем, а также специальных философских журналов. 

Первым из них стал журнал «Вопросы философии и психологии», создателем и первым редактором которого выступил Н.Я. Грот, профессор философии Московского университета. Журнал начал выходить в свет в конце 1889 года и просуществовал до 1918 г.

На  страницах журнала "Вопросы философии и психологии" публиковались не только философы:
Вл.С. Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Л.М. Лопатин, Н.Н. Страхов, Г.И. Челпанов, А.А. Козлов, Б.Н. Чичерин;

но и публицисты и литераторы:
Э.Л. Радлов, В.А. Гольцев, Л.Е. Оболенский, Е.В. де Роберти, В.В. Розанов, П.Д. Боборыки;

а также многие известные ученые:
естествоиспытатели: - В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге, А.Н. Бекетов, В.П. Сербский; математики  - Н.В. Бугаев, Н.И. Шишкин; и др.

Несколько статей принадлежали перу Льва Толстого, в последние годы в «Вопросах философии и психологии» печатались Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет, Ю.И. Айхенвальд, С.Н. Булгаков и др.

 
Практически с самого начала своей жизни в Москве Н.Я. Грот начинает искать возможности для издания философского журнала. Решающим моментом в создании журнала было согласие (в конце 1888 г.) одного из членов Психологического общества А.А. Абрикосова стать издателем журнала и, фактически, внести начальный капитал, покрывая все убытки в первое время издания. 

Следующим шагом стало получение разрешения в Главном управлении по делам печати. Н.Я. Грот с тревогой ожидал ответа на свое ходатайство, поскольку идея журнала, на страницах которого свободно обсуждались бы научные и философские вопросы, а в число авторов должны были входить такие персоны, как Вл.С. Соловьев и гр. Л.Н. Толстой, могла вызвать настороженность Главного управления или Святейшего Синода. Опасаясь разрешения на издание только с условием предварительной цензуры, Н.Я. Грот и его коллеги специально обращались за поддержкой к обер-прокурору Святейшего синода К.П. Победоносцеву.

Впрочем, по свидетельству сотрудника журнала Я.Н. Колубовского (с 1891 по май 1892 года — секретаря редакции), отношение к новому философскому журналу со стороны и Е.М. Феоктистова, начальника Главного управления по делам печати, и К.П. Победоносцева было достаточно благосклонным. Разрешение на журнал было получено в июне 1889 года.

 В основу нового издания редактором были заложены следующие важнейшие идеи:

1. «Вопросы философии и психологии» — журнал специально-философский, но рассчитанный на широкий круг образованной публики, которому интересны философские вопросы.

2. Задача журнала состоит в том, чтобы критически проанализировать данные науки, искусства и религии и таким образом создать предпосылки для появления цельного знания, которым может руководствоваться в своей сознательной деятельности человек.

3. Метод решения этой задачи состоит в том, чтобы дать философской мысли в России возможность развиваться путем свободной дискуссии и формулирования основных проблем философии. При этом задача нового философского органа состоит в том, чтобы дать высказаться всем направлениям мысли. Первенство не должно отдаваться ни идеализму, ни материализму, ни еще какой-либо философской доктрине. Принцип терпимости, или толерантности, к разным философским мировоззрениям (в терминологии того периода — к разным философским направлениям) стал одним из основных для журнала.

4. В процессе решения этой задачи предстоит выработать и развить в отечественной научной традиции собственный философский язык.

5. Как итог этой работы мыслится становление русской философии как особенного явления в системе мировой философской мысли. Н.Я. Грот также высказывает предположение, что будущий характер русской философии, насколько можно судить по ее развитию до настоящего времени, будет связан, прежде всего, с разработкой этических проблем.

Отзывы о первых номерах «Вопросов философии и психологии» были опубликованны в «Журнале Министерства народного просвещения», «Северном вестнике», «Историческом вестнике», «Русском богатстве». Почти все эти издания восприняли появление нового философского журнала благожелательно, хотя не все приняли провозглашенный Н.Я. Гротом принцип терпимости. Фактически, только «Журнал Министерства народного просвещения» полностью поддержал «Вопросы философии и психологии»; «Исторический вестник» и «Русское богатство», хотя и не спорили с этим принципом, но высказали опасение, что при такой постановке своей задачи новый философский журнал будет представлять собой в большей степени периодические сборники статей, нежели отдельное издание.

Редактор «Вопросов философии и психологии» отстаивал иное понимание как задач философии, так и специфики философского журнала. По его мнению, целостность изданию обеспечивало не единство убеждений сотрудников (т.е. не содержательные аспекты), а единство метода, который используют авторы для исследования философских вопросов. Этот метод был назван им «критическим исследованием»: «стремление примирить все направления мысли в одном высшем синтетическом миросозерцании не есть отречение от одной руководящей задачи. Эта задача, определяемая самым существом свободной человеческой мысли, — критическое исследование, чуждое всякому самодовольному и близорукому догматизму». При этом ключевым принципом становился принцип свободного развития философской мысли.

Можно отметить, что Н.Я. Грот фактически предвосхитил основные положения знаменитой статьи Н.А. Бердяева из сборника «Вехи» «Философская истина и интеллигентская правда», в которой исследователь утверждал, что в своем философском творчестве российская интеллигенция руководствовалась не поисками истины, а идеей борьбы во имя народа против власти.

В «Вопросах философии и психологии» было два равновеликих раздела: общий (без отдельного названия) и специальный отдел. В первом помещались оригинальные статьи, посвященные либо отдельным проблемам философии, либо творчеству того или иного мыслителя. В специальном отделе публиковались статьи более узкой тематики, рецензии на книги и журналы, полемические статьи, письма к редактору. Кроме этого, в журнале существовало приложение, где публиковались отчеты Психологического общества и другие документы, имеющие отношение к его деятельности. В первые годы издания структура незначительно менялась (появлялись и исчезали рубрики в специальном отделе, постепенно рубрика «Московского Психологическое общество» стала постоянной и перешла из приложений в специальный отдел и т.д.).

В целом, в журнале преобладали материалы, относящиеся к проблемам этики и гносеологии, что объясняется заявленной вначале программой — связать вопросы философии с требованиями жизни. Особенное внимание заслуживают статьи, в которых делается попытка философски осмыслить те или иные положения естественных наук либо подойти к обоснованию философских категорий с естественнонаучной точки зрения (к ним относятся, например, статьи: Н.Н. Страхова «О законе сохранения энергии», Н.И. Шишкина «О детерминизме в связи с математической психологией», А.Н. Бекетова «Нравственность и естествознание»). Несколько статей были посвящены общим проблемам философии, а также религиозным проблемам, хотя журнал редко касался вопросов религии непосредственно, что не в последнюю очередь было связано с неодобрительным отношением к этому как светской, так и духовной цензуры.

В целом, комплекс тем, который затрагивался в журнале, свидетельствует о том, что «Вопросах философии и психологии» отразился своеобразный этап «подготовки» русского религиозно-философского ренессанса, расцвет которого придется на первые десятилетия XX века.

Основная часть статей, которые публиковались в журнале, представляла собой переработанные рефераты, прочитанные в Московском Психологическом обществе. Основной контингент авторов журнала составляли члены Общества: профессоры и сотрудники университетов, не только Московского, но и Петербургского, Киевского, Казанского (А.А. Козлов, кн. С.Н. Трубецкой), литераторы (в частности, П. Боборыкин, В.А. Гольцев — редактор «Русской мысли»), врачи, преподаватели гимназий (Н.И. Шишкин, С.С. Корсаков и т.д.).

В журнале активное участие принимал Вл.С. Соловьев: он был в числе организаторов этого предприятия и оставался одним из основных авторов. Довольно длительное время (с 1881 года, после известной речи Соловьева с призывом помиловать цареубийц) возможность печататься в периодике у Соловьева была ограничена, поэтому специальный журнал, где можно было публиковать свои статьи, стал для философа в некотором смысле «отдушиной». По свидетельству самого Соловьева, он рассматривал «Вопросы философии и психологии» как одну из основных трибун для обнародования своих статей. Здесь были опубликованы: «Красота в природе», «Общий смысл искусства», «О подделках», наконец, цикл статей «Смысл любви», а также рецензии, полемические заметки и т.д.

Две статьи опубликовал в журнале Л.Н. Толстой, которого связывали с Н.Я. Гротом деловые и дружеские отношения (в частности, Николай Яковлевич работал над корректурой сочинения Л.Н. Толстого «О жизни»). В «Вопросах философии и психологии» были опубликованы «Первая ступень» (статья о вегетарианстве, опубликована в 1892 г.,) и «К вопросу о свободе воли» (1894 г.).

Кроме этого, близка к обсуждению общественных проблем и полемика о творчестве Л.Н. Толстого, которая развернулась на страницах журнала. Творчество писателя оценивается с точки зрения философской последовательности его взглядов и их общественной ценности. В частности, П.Е. Астафьев и А.А. Козлов выступали как критики философских воззрений Л.Н. Толстого. В защиту писателя выступил Н.Н. Страхов, утверждавший, что произведения Толстого важны не в силу их философского содержания, а прежде всего потому, что обратили русское образованное общество к поиску духовных ценностей.

В журнале ВФП проявились черты трех типов изданий — во-первых, специализированного издания, во-вторых, научно-популярного журнала, в-третьих, «толстого» литературного журнала.

Возникновение в России специализированного издания, посвященного вопросам философии и психологии, стоит в одном ряду с появлением аналогичных изданий за рубежом: «Mind» (Англия, 1876 г.), «Revue philosophique de la France et de l'étranger» (Франция, 1876 г.), «The Monist» (США, 1888 г.), «Archiv für Geschichte der Philosophie» (Германия, 1888 г.). Это было обусловлено, во-первых, общими тенденциями развития науки (психология в конце XIX века начинает выделяться в отдельную дисциплину; в философии наблюдается интерес к проблемам познания), во-вторых, достаточно интенсивным научным обменом между зарубежными (в первую, очередь, европейскими) странами и Россией.

Журнал «Вопросы философии и психологии» был освобожден от предварительной цензуры, однако в деле Московского цензурного комитета сохранились донесения цензора, составленные до выхода в свет отдельных книжек журнала.  
 
Необходимо отметать тот факт, что значительную долю тиража «Вопросов философии и психологии» (более 60%) поглощала провинция. Наибольшее число экземпляров распространялось в южных губерниях и губерниях с большой плотностью населения и развитой образовательной системой (Харьковская, Одесская, Киевская, Казанская).


Закутняя О.В. 
http://www.mediascope.ru/node/80

 

 

Журнал Вопросы философии и психологии.
 
 
Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru
© 2010 ООО Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей

Заказ сайтов - создать сайт без выходных на www.limtek.ru;